Некоторые особенности развития цивилизацийЛистая историю любых, когда-либо существовавших или существующих и поныне цивилизаций, нетрудно заметить общие закономерности, определяющие их зарождение, рост, упадок и гибель. Здесь и далее под словом цивилизация подразумевается общее культурно-идеологическое поле, занимающее определённую территорию. Цивилизация рождается, растёт, стареет и умирает по каким-то особым законам. Но по каким же? Чтобы сформулировать эти законы, нам необходима некая общая теория. Мы примем за основу теорию ноосферы академика В.И. Вернадского.
Согласно его работам, вся биомасса Земли развивается из биосферы в ноосферу. Ноосфера ("нус" - разум(греч.) - это пространство мысли, рождённое биомассой. Носителем мысли является человек. Конечно же, высших приматов можно было бы тоже причислить к ноосфере, но они лежат на границе биосферы и ноосферы, поэтому мы начнём отсчёт ноосферы с человека разумного. Что же вообще можно назвать мыслью?
Для удобства условно признаем, что начало ноосферы было положено первыми мыслями человека.
Таким образом мы видим, что структура обработки информации, её эффективность определяют уровень мощи цивилизации. Как известно, развитие индивидуума происходит от получения новой информации, а это уже подразумевает наличие механизма обмена последней. То же самое можно сказать и о цивилизации, Именно те цивилизации контролируют наибольшее пространство, которым удаётся наладить наиболее действующий механизм обмена информацией. Народы, создавшие изолированные системы (т.е. препятствующие обмену инфомацией), подчиняются цивилизациям, ускоряющим их развитие. Данная закономерность прослеживается и на примере Римской Империи, и России, и США, да и любой другой цивилизации. Есть ли смысл оспаривать очевидный факт, что бесклассовое американское общество было значительно более эффективным механизмом обработки информации, чем все остальные. Результат налицо. Напрашиваются определённые выводы. Во-первых, совершенно ясно, что развитие цивилизации, как и воплощение любого проекта, тоже идёт по законам ТРИЗа. Его можно разбить на те же три этапа: развитие, насыщение и разрушение. Рассматривая цивилизацию как проект, недрудно заметить, что во время развития происходит обработка и усиление информации, во время насыщения - "сбор урожая". Если признать целью развития цивилизации построение эффективной общественной системы (экономики и т.п.), то почему же именно с того момента, когда система приобретает свою законченную, задуманную форму, в ней зарождаются разрушительные процессы? Ничего другого не остаётся, как искать иное понимание цели.
Изменить факты мы не можем. Значит, необходимо так изменить понимание цели, чтобы факты стали легко объяснимыми. Факты оспаривать невозможно. Если цивилизация гибнет от остановки развития - а это факт, - то насыщение не является целью развития человечества. Остаётся лишь сделать единственно возможный вывод: само развитие как процесс является смыслом существования человечества.
Неизвестная, невидимая энергия каждый раз разрушает цивилизацию, чтобы вновь и вновь перевести её в стадию развития. Однако развитие с целью развития бессмысленно само по себе. Это уже теория хаоса. Но, чтобы сохранить за собой право на свободу выбора, на совершение правильных поступков, человечество обязано отвергнуть теорию хаоса. В хаосе не может быть ни правильных, ни неправильных поступков. Можно за пять минут написать теорию, согласно которой, счастье человечества в том, чтобы убивать и грабить друг друга, а на награбленные средства весело кутить. В пределах теории хаоса опровергнуть такую теорию невозможно. Так же, как и доказать, что удовольствие - это хорошо, а страдание - плохо. Признание этого даёт нам теоретическую основу для создания "навигационной системы" в пространстве времени. Человечество развивается по принципу "больно - приятно". Мы стараемся избегать боль и переходить в состояние ощущения приятного. Правда, мы не избегаем зубного врача. Следовательно, попытка задержаться в насыщающей фазе подобна избеганию зубного врача. Рассматривая только срез во времени, нельзя не признать правоту тех, кто избегает зубного врача; но, рассмотрев достаточно продолжительный период, видна их очевидная глупость. Анализируя развитие цивилизации, трудно не признать, что попытка задержаться в насыщающей фазе лишь откладывает "ощущение боли", при этом многократно её увеличивая. Становятся также понятны причины гибели цивилизаций: цивилизация гибнет, когда она не в состоянии трансформироваться в следующее состояние. Очевидно, подобно болезни, насыщающая фаза должна быть максимально краткой. Здоровое состояние цивилизации - период развития, а следовательно, чтобы цивилизация ощущала наименьшую "боль", она должна постоянно находиться в фазе развития.
Если признать наличие неизвестного Создателя, подгоняющего нас кнутом страданий к какой-то Цели, то всё становится на свои места.
Это позволяет легко объяснить нынешний кризис западной цивилизации: механизм обмена информацией даёт сбой. Западная цивилизация больше не является катализатором развития.
Чтобы не утомлять читателя абстракциями термодинамики, приведу простой пример.
Сейчас уже ясно видно, что уровень температуры западной системы и всех сопряжённых с ней систем дошёл до критической точки. Взрыв, казалось бы, неизбежен. Технология "демонтажа" цивилизации отсутствует; а если бы она даже была, нет таких ресурсов у остального мира, чтобы использовать её. Т.е. необходимо не дать всему Западу взорваться в одночасье. Это вполне осуществимо. Впрочем, вернёмся к антифилософии. Напомню, что ядром антифилософии является теория Творца. Высший Разум, создавший нас, развивает нас по особому плану. Признав это, можно быстро установить причины роста, упадка и гибели цивилизаций. Цивилизация растёт, когда она каким-то образом способствует выполнению плана Творца, угасает, когда она перестаёт претворять этот план в жизнь, и гибнет, когда сама теряет способность развиваться согласно этому плану, даже под воздействием другой цивилизации. Каковы же симптомы, предвещающие гибель цивилизации? Главное отличие нынешней доминирующей цивилизации - Запада - от всех остальных в наличии механизма, уничтожающего духовность. Вся метафизическая область, искусство и культура опустились в ней на уровень чуть ли не первобытного человека. Эта диспропорция между духовным и материальным развитием каким-то образом вызывает разрушительные процессы внутри цивилизации. По неизвестным законам неизвестного нам Творца, отставание духовного развития от материального разрушает цивилизацию и отбрасывает её назад по шкале научно-технического прогресса. В истории было достаточно случаев, когда цивилизация гибла, а то, что возникало на её обломках, не наследовало её научно-технический потенциал. И это только то, что науке известно.
Напрашивается предположение, что план Творца содержит наше не только материальное, но и духовное развитие. То есть ноосфера образуется не только из материализации мысли, но и появления и развития духовного информационного поля.
Но что первично? Является ли так называемый грех причиной несчастий или остановка развития вызывает грех? Правда, скорее всего, как обычно, лежит где-то посередине. Будем исходить из того, что этот план действительно существует. Это является необходимым условием, в противном случае вообще нет смысла что-либо изучать и искать, и тогда анархия на самом деле мать порядка. Под порядком же можно подразумевать что угодно. Пусть путь развития человечества имеет какую-то длинну S. Развиваясь, мы продвигаемся по нему вперёд, к конечной цели. При этом продвигаемся мы, не только развиваясь материально, но и духовно. Это подобно хождению на двух ногах. Делая шаг левой (пусть это будет скачком в материальном развитии), человечество обязано следом делать шаг правой. Исторические факты свидетельствуют, что попытка шагать вперёд только одной ногой, оставляя другую на месте, выводит цивилизацию из равновесия и приводит к крушению. Цивилизация гибнет либо откатывается назад в развитии. История свидетельствует, что человечеству постоянно приходится возвращаться и преодолевать снова одни и те же участки пути. Теряется время. Например, схоластическая Европа вышла на уровень Римской Империи только к эпохе Возрождения. Итого: потеряно более тысячи лет. Но это не просто потеря времени. Это также и лишние войны, катастрофы и прочие беды.
Напрашивается вывод, что для предотвращения диспропорции, необходимо постоянно выравнивать уровни материального и духовного развития. Возникает необходимость раcширения теории ноосферы Вернадского. Ноосфера не является высшим уровнем жизни. Совершенно очевидно, что "духосфера", сфера духовной информации превосходит её. (Впрочем, если немножко задуматься над названием основного труда Вернадского - "Научная мысль как планетарная явление", - то ничего расширять и не понадобится, так как работа с духовной информацией тоже проявление научной мысли.)
К чему же мы отнесём информацию о Творце и его плане? Разумеется, к духовной информации. Больше ничего и не остаётся. В пределах материи нет никаких серьёзных свидетельств о наличии какого бы то ни было Творца, и тем более каких-то Его планов. Мистические учения на эту роль явно не тянут. В самом деле, употребить подобную информацию: "солнце нагревает своей желтизной тучи, а те передают энергию ветру; магнит в центре Земли нам всем не даёт улететь", - весьма затруднительно. В качестве антифилософии я выбрал кабалу Иегуды Ашлага. Иегуда Ашлаг (1886 - 1956), иерусалимский раввин, развил и модернизировал учение Ицхака Лурии (более известен как АРИ). Его сын, Барух Ашлаг(1912 - 1991), значительно дополнил его учение. И наконец, проживающий в Израиле наш бывший соотечественник Михаил Лайтман, бывший главным учеником Баруха Ашлага, создал школу кабалы на русском языке и сделал это учение доступным каждому. (Иегуда Ашлаг создал что-то вроде общей теории, прикладная же кабала разрабатывается уже непосредственно на "потребителя", с учётом особенностей психики определённых слоёв общества, отличий между поколениями и т.д.) Хотелось бы подчеркнуть, что под кабалой я имею в виду именно кабалу Иегуды Ашлага. "Кабалой" же называют самые разнообразные вещи, касаться которых я не хочу. Объяснить смысл кабалы Иегуды Ашлага очень просто. Наш материальный мозг улавливает и обрабатывает материальную информацию. Очевидно, что для работы с духовной информацией нужен подобный механизм. Его-то и создаёт кабала. По сути дела, кабала просто достраивает мозг до духовного уровня, а потом постепенно развивает сознание до способности воспринимать духовную, нематериальную среду. Подобно тому как мы нашими материальными органами чувств воспринимаем материальную информацию, с помощью духовных органов мы сможем "видеть" духовную информацию. А уж это необходимое условие для систематизации духовности. У нас сейчас есть маленькая, мизерная способность улавливать духовную информацию и воспринимать её иррационально, т.е. не умом, но чувством, "смекалкой". В принципе, мы воспринимаем духовную информацию так же, как животные - материальную. Но для навигации по пути к конечной цели человечества нужна способность рационального восприятия духовности. Именно этим занимается кабала И. Ашлага. Его учение не имеет никакого отношения к гаданиям и предсказаниям. Это обыкновенная научная деятельность, - настолько обыкновенная, насколько склонны мы считать духовность обыкновенным явлением, - просто диапазон обрабатываемой информации значительно расширяется. Ликвидируется главный недостаток философии - слепота. Кабалист - "зрячий", он "видит" план Творца, а потому может корректировать наш курс к Цели. Практическая сторона, суть прикладной кабалы (ивр.: "кабала маасит") - укорачивать время. Это её основное проявление, как масштабах цивизации, так и в жизни индивидуума. Цель кабалы: согласно плану Творца провести человечество к его конечному состоянию кратчайшим путём, в кратчайшие сроки с наименьшими страданиями. Разумеется, как и в "чесоточном" мире-игре, в нашем мире кабалистам тоже противостоят определённые силы. Их мы рассмотрим подробнее в одной из следующих глав.
Вперёд |